Православный Приход храма святого великомученика Георгия Победоносца г. Новокузнецк - святые мощи
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Московский Патриархат Кузбасская митрополия Новокузнецкая Епархия, 3-е Новокузнецкое благочиние

Православный Приход храма святого великомученика Георгия Победоносца г. Новокузнецк

Сайт создан по благословению Владимира Епископа Новокузнецкого и Таштагольского

святые мощи

Святыни храма:

 

Главная святыня нашего храма –  ковчег с частицами Святых мощей:

 

- Святого великомученика Георгия Победоносца (день памяти 6 мая - небесного покровителя всех православных воинов)

Святой великомученик Георгий был военачальником в воинстве римского императора Диоклетиана (он правил с 284 по 305 год). Родители его были христианами, и сам он с детства был воспитан в христианской вере, но до времени скрывал это от окружающих.

Император Диоклетиан между тем стал преследовать христиан: их подвергали пыткам и жестоким мучениям. Тогда святой Георгий открыто объявил, что он тоже христианин; явившись к императору, заседавшему со своими советниками, он прилюдно обвинил его в несправедливости гонений.

Император Диоклетиан очень удивился, что близкий к нему полководец - христианин: он всячески старался заставить Георгия отказаться от Христа, обещал ему за это награды и почести; но святой мученик был не приклонен.

Тогда Диоклетиан очень разгневался и повелел колоть святого мученика копьями. Но копья гнулись, едва коснувшись тела святого, и не причиняли ему вреда.

Разгневанный царь заточил Георгия в темницу; по его повелению святого распростерли на земле и положили ему на грудь огромный камень, так что Георгий едва мог говорить.

Когда же на следующий день Диоклетиан явился в темницу и спросил мученика, не хочет ли он отречься от Христа, святой ответил ему: «Неужели ты думаешь, что столь малые мучения отвергнут меня от веры? Скорее ты сам изнеможешь, мучая меня, чем это случится со мной».

Не оставляя надежды силой и страданиями покорить Георгия, Диоклетиан предал его жестоким мучениям. Его привязали к колесу, которое крутилось вокруг досок, истыканных железными остриями, и стали вращать колесо, причиняя мученику невыносимую боль.

Святой мученик терпеливо сносил боль; вначале он громко молился Богу, а затем замолчал — но ни один стон не вырвался из его уст. Диоклетиан думал, что Георгий умер, и повелел отвязать его от колеса; вдруг небо потемнело, загремел гром, и многие стоявшие близ места мучения услышали голос Бога с неба: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Около колеса в дивном сиянии появился Ангел Божий; он возложил на мученика руку и сказал: «Радуйся!» - и святой Георгий, чудесно исцеленный он ран, сам сошел с колеса.

Казалось бы, чудесное видение должно быть вразумить императора; но ненависть ко Христу и Его верному слуге — мученику Георгию затмила разум Диоклетиана. Он повелел снова заточить святого в темницу. Туда к святому мученику стали приходить люди, уверовавшие во Христа при виде страданий и чудес святого. Многие получали от него исцеления от болезней. Среди приходивших к Георгию была и царица Александра - жена Диоклетиана, которая потом также стала мученицей за Христа.

Убедившись в своем бессилии сломить святого Георгия, Диоклетиан повелел казнить его. Так святой достойно завершил свой мученический подвиг. Совершилось это в 303 году.

 

 

- Святого великомученика Димитрия Солунского

(день памяти 8 ноября – этому святому молятся при опасности землетрясения)

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин.

Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога.

Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов.

Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочестивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить  голову.

 

- Святой Великомученицы Варвары (день памяти  17 декабря - ей молятся, чтобы не умереть внезапной смертью без исповеди и св. Причастия)

Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305 - 311). Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать се, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы - творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.

А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.

В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского. Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей. Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081 - 1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.

 

- Святой Преподобной матушки Александры первоначальницы Дивеевской обители (день памяти 26 июня)


Преподобная мать наша Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) происходила из Рязани, из древнего дворянского рода. Она рано овдовела и осталась с малолетней дочерью на руках. Приняв монашество в Киево-Флоровском монастыре с именем Александра, она решила посвятить свою жизнь Богу. В Киеве Царица Небесная возвестила матери Александре, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители. 

На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве, Пресвятая Владычица Пресвятая Владычица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери и распродажи своих имений она окончательно переселилась в Дивеево около 1765 г. 

Средства от продажи имений преп. Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преп. Серафим говорил, что саровский Успенский собор достроен на средства матушки Александры.

Матушка выстроила себе келью у дома Дивеевского священника о. Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни. Батюшка Серафим так умиленно говорил о ней: «Ведь она великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная! Одежду носила самую простую, и то многошвейную, и опоясывалась кушачком с узелком… Из глаз ее текли не слезы, а источники слез, точно она сама соделывалась благодатным источником этих слез!»

Современники матушки Александры вспоминали, что она была образованна, как редко бывает образован и мужчина, воспитанна, лучше всех в округе знала церковные уставы, так что к ней часто обращались за помощью. За свою благодетельную жизнь она пользовалась уважением духовенства и мирян, богатых и бедных. 
Время строительства каменной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (1773-1780 гг.) пришлось на трудные годы голода и пугачевского восстания. Молясь, преп. Александра получила извещение от Господа, что отряды бунтовщиков не дойдут до Дивеева, что и исполнилось.

В 1788 г. матушка Александра по благословению саровских старцев и с разрешения епархиального начальства построила около новой Казанской церкви три кельи, куда стали собираться сестры, решившие посвятить свою жизнь Богу. 
Созданной в конце жизни маленькой общиной, которая должна была вырасти в великую обитель, матушка управляла в духе кротости, во всем следуя наставлениям саровских старцев и исполняя все строгости Саровского устава. Умерла она в день св. мц. Акилины 13/26 июня 1789 г., через несколько дней после пострига в великую схиму, в возрасте не более 60-ти лет. Отслужив Литургию и отпевание соборно, саровские старцы Пахомий, Исаия и иеродиакон Серафим похоронили первоначальницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви. 
Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»

После кончины преподобной в обители остались Елецкий образ Божией Матери 1773 года в серебряно-золочёной ризе, родительское благословение Елены, икона Успения Пресвятой Богородицы в фольге, икона Спасителя, несущего крест, выполненная ею бисером по воску. К сожалению, пока местонахождение святынь неизвестно.

В июле 1991 года были проведены раскопки, выявившие места захоронений прп. Александры, прп. Марфы, Елены и Мотовилова. Были восстановлены могильные насыпи и поставлены кресты.

В концу сентября 2000 года в связи с подготовкой прославления прп. Александры, прп. Марфы и Елены были проведены раскопки, в ходе которых 27 сентября были обретены мощи подвижниц.

22 декабря 2000 года Елена вместе с др. подвижницами была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.

Архиерейским Собором РПЦ 2004 года прославлена к общецерковному почитанию. Мощи находятся в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Серафимова Дивеевского монастыря.

 

- Святой Преподобной Марфы Дивеевской (день памяти 3 сентября)

Преподобная Марфа (в миру Мария Семеновна Милюкова) родилась 10 февраля 1810 года в семье крестьян Нижегородской губернии Ардатовского уезда, деревни Погиблово. Деревня расположена недалеко от села Дивеево и в настоящее время носит название Малиновка.

Семья Милюковых вела праведную и богоугодную жизнь, была близка к старцу Серафиму Саровскому. У Марии были старшие сестра Прасковья Семеновна и брат Иван Семенович.

По благословению преподобного Серафима, старшая сестра — Прасковья Семёновна первой поступила в Дивеевскую общину и стала вести жизнь, оцениваемую согласно критериям православной веры как высокодуховную.

Иван Семёнович часто ходил к батюшке Серафиму на работу, а после смерти супруги поступил в Саровскую пустынь монахом.  

21 ноября 1823 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы тринадцатилетняя Мария впервые пришла к батюшке Серафиму вместе с сестрой Прасковьей. Старец, «провидя её избранным сосудом благодати Божией», не позволил ей возвратиться домой, приказав оставаться в Дивеевской общине при Казанской церкви.

Отроковица с ранних лет начала подвизаться, отличаясь строгостью жизни и суровостью подвига, превосходящего подвиги сестер общины. Постоянно совершала молитву. Отвечала с кротостью и только на необходимые вопросы. Была почти молчальницей. Старец Серафим посвящал её во все свои откровения, будущую славу обители и другие духовные тайны.

Вскоре после этого произошло новое явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму с повелением создать рядом с Казанской общиной новую общину, девичью. Она и явилась началом обители, обещанной Богородицей матушке Александре.

Через две недели после явления Божией Матери, а именно 9 декабря 1825 года, Мария вместе с одной сестрой пришли к преподобному Серафиму. Старец повёл их в дальнюю пустынь, взяв с собой восковые свечи, елей, сухари. Придя туда и став перед висевшим на стене Распятием Спасителя, батюшка подал сёстрам по одной зажжённой свече каждой, велев стать Марии с правой стороны Распятия, а Прасковье Степановне — с левой. Сам стал посредине. Так они стояли дольше часа с горящими свечами, а старец Серафим всё это время молился. Помолившись, он приложился к Распятию, велев сделать то же и сёстрам.

Это моление перед началом основания новой общины преподобный совершил с сёстрами, избранными Матерью Божией на особое служение Ей и обители.

Церковь Рождества Христова. В основании — церковь Рождества Богородицы. Виден купол Казанской церкви

После этого ещё четыре года подвизалась Мария, помогая создавать новую общину. Заготовляла столбы и лес для мельницы. Эту мельницу благословила построить на месте основания новой общины Царица Небесная. Поэтому и новая девичья община получила название Мельничной. Носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Молола муку и совершала другие послушания, всегда при этом храня сердечную молитву.

В последний год жизни Марии новой общине были пожертвованы три десятины земли. Как только сошел снег, они были опаханы по одной борозде три раза и началось строительство Святой канавки с внутренним валом. Ко времени смерти Марии канавка уже была хорошо заметна.

Мария прожила в обители всего шесть лет. Умерла 21 августа 1829 года в девятнадцатилетнем возрасте. Незадолго до кончины приняв схимнический постриг.

Отец Серафим так говорил об её кончине: «Когда в Дивееве строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то девушки сами носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камешков-то и с молитвой на устах, молча возносила свой горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!».

Провидя духом её смерть батюшка Серафим жалел и плакал о ней, говоря соседу по келии отцу Павлу, что она сподобилась предстоянию у Престола Божия близ Царицы Небесной со святыми девами. И что он постриг её в схиму с именем Марфа.

Отец Серафим вызвал к себе церковницу сестру Ксению Васильевну Путкову, которая записывала разные имена для поминовения, и сказал ей поминать Марию как схимонахиню Марфу. Марфа была похоронена в гробу, собственноручно выдолбленном преподобным, в схиме и мантии и камилавке, которые он ей дал.

Мария Семёновна была высокого роста и привлекательной наружности. У неё были продолговатое, белое и свежее лицо, голубые глаза, густые, светлорусые брови и такие же волосы.

 

 

Ковчег с

святыми

мощами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также в храме имеется икона с Мощами святых мучеников и бессребренников Кира и Иоанна

 

 

Святые бессребреники мученики и чудотворцы Кир и Иоанн жили в III веке. За свою веру в Бога они удостоились дара лечения всяких болезней как телесных, так и духовных. В нашем храме есть их святое изображение с частицей святых мощей. Каждый желающий может прийти к ним и просить их о милости от Бога, телесного и душевного здоровья.

Тропарь мученикам, глас 5:

Святии славнии Кире и Иоанне, безсребреницы, мученицы и чудотворцы,  милосердием своим, яко стеною необоримою, нас оградите от всех бед и от врагов видимых и невидимых сохраните  непрестанною вашею молитвою ко Господу.

Кондак, глас 3:

От Божественныя благодати дар чудес приемши, святии, / чудодействуете непрестанно,

/ вся наша страсти рукодейством секуще невидимым, / Кире Богомудре со Иоанном славным: / вы бо Божественнии врачеве есте.

Молитва Киру и Иоанну.

О, святые чудотворцы и врачи безмездные Кире и Иоанне, прибегаем к вам, от болезней наших страдая люто. Во дни жизни вашея проповедовали вы, яко недуг души тяжелее всех недугов тела и, егда душа грехами болезнует, часто и тело в болезнь впадает. Знаем мы, что болезнями от грехов очищаемся; умолите же, святые чудотворцы, Господа, да дарует Он прощение согрешений нам, слабым и безпомощным, в болезнях изможденным, да не погибнем, впадши в уныние. Ускорите на помощь нам и исцелите болезни наши, и мы в здравии, покаянии дни наши проведя, в мире окончим жизнь нашу и в день Судный с чистым сердцем предстанем пред очами Судии вселенной, Сердцеведца Бога, Егоже поем и славим  во веки веков. Аминь.

По вере вашей да будет вам!


Назад к списку